Из стенки завязи у цветковых. Покрытосеменные. Семязачатки в цветках растений развиваются в

Всероссийская олимпиада школьников

2015-2016 учебный год

Школьный этап

Биология, 11 класс

Задания

Максимальный балл – 90,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. У цветковых растений из стенки завязи развивается:

а) зародыш;

б) семенная кожура;

в) эндосперм;

г) околоплодник.

2. Водоросли, которые благодаря своим пигментам, наиболее приспособлены к фотосинтезу на большой глубине:

а) зелёные;

б) красные;

в) бурые;

г) золотистые.

3. Функции корневого чехлика у растений:

а) обеспечение роста корня в длину;

б) проведение воды и растворов минеральных веществ;

в) защита верхушки корня от повреждений;

г) всасывание воды и растворов минеральных веществ.

4. Назовите тип плода у картофеля:

а) клубень;

б) ягода;

в) коробочка;

г) семянка.

5. У какого растения мочковатая корневая система:

а) свёкла;

б) подсолнечник;

в) тюльпан;

г) горох.

6. Однополые цветки характерны для:

а) тыквы;

б) пшеницы;

в) гороха;

г) ржи.

7. Какой набор хромосом находится в клетках эндосперма в семени пшеницы?

а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный.

8. Соцветие колос характерно для:

а) укропа; б) подорожника; в) ландыша; г) гладиолуса.

9 Бактерии являются возбудителями:

а) чесотки; б) гепатита; в) холеры; г) малярии.

10. Какое из образований по происхождению не является производным кожного эпидермиса:

а) китовый ус; б) рог носорога; в) чешуя панголина; г) вибриссы кошки

а) бычий цепень; б) аскарида; в) свиной цепень; г) эхинококк.

12. Какой из перечисленных организмов проявляет положительный фототаксис:

а) хлорелла; б) малярийный плазмодий; в) эвглена г) амёба-протей.

13. К насекомым с полным превращением относятся:

а) прямокрылые, двукрылые; б) полужесткокрылые, равнокрылые; в) жесткокрылые, чешуекрылые; г) перепончатокрылые, стрекозы.

14. Круглые черви отличаются от плоских червей наличием:

а) нервной системы; б) анального отверстия; в) кутикулы; г) выделительной системы.

15. На рисунке представлен скелет позвоночного животного.

В его строении нельзя обнаружить:

а) черепную коробку;

б) грудную клетку;

в) шейные позвонки;

г) ребра.

16. Малярию вызывают:

а) амёбы; б) трипаносомы; в) плазмодии; г) инфузории.

17. Кишечник отсутствует у:

а) печёночного сосальщика; б) широкого лентеца; в) острицы; г) аскариды.

18. Эритроциты человека разрушаются в:

а) тимусе б) желтом костном мозге в) печени г) поджелудочной железе.

19. Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике не функционирует:

а) химотрипсин; б) липаза; в) пепсин; г) амилаза поджелудочной железы

20. Лечебная сыворотка - это:

а) препарат антител б) ослабленные бактерии в) взвесь лейкоцитов г) раствор антибиотика.

21. Хрящевые полукольца составляют основу скелета:

а) трахеи б) пищевода в) гортани г) бронхиол.

22. В состав передних корешков спинного мозга входят аксоны:

а) проводящие импульсы от головного мозга б) двигательных нейронов в) чувствительных нейронов г) вставочных нейронов.

23. Непарной костью черепа является:

а) верхнечелюстная б) затылочная в) теменная г) височная.

24. Дыхательный центр у человека находится в:

а) коре больших полушарий б) промежуточном мозге в) продолговатом мозге г) шейных сегментах спинного мозга.

25. Слизь, покрывающая стенки желудка:

а) инактивирует ферменты слюны б) размягчает пищу в) способствует превращению пепсиногена в пепсин г) препятствует самоперевариванию стенок желудка.

26. Первая стадия зародышевого развития называется:

а) нейрула; б) бластула; в) дробление; г) гаструла.

27. Примерами гомологичных органов являются:

а) спинной плавник акулы и дельфина;

б) копательная конечность крота и медведки;

в) грудной плавник окуня и рука человека;

г) панцирь черепахи и раковина улитки.

28. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней кошки

являются, как минимум, пять представительниц одного из подвидов:

а) европейской кошки;

б) лесной кошки;

в) камышовой кошки;

г) китайской кошки.

29. В экосистемах больших глубин океана обязательно присутствуют:

а) животные, микроорганизмы; б) растения, микроорганизмы; в) растения, животные, микроорганизмы; г) растения, животные.

30. Взаимодействия особей в популяции, между популяциями называются:

а) абиотические факторы; б) биотические факторы; в) антропогенные факторы;

г) эволюционные факторы.

31. Расхождение дочерних хроматид к полюсам происходит в мейозе в:

а) профазе I ;

б) метафазе II ;

в) анафазе I ;

г) анафазе II.

32. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или их деятельность слабо выражена:

а) ничего не происходит;

б) происходит накопление органического вещества;

в) уменьшается численность продуцентов,

г) возрастает численность консументов.

33. При скрещивании рыжего кота с черепаховой кошкой в потомстве:

а) все котята будут черными;

б) половина котята будет рыжими;

в) все кошки будут рыжими;

г) все коты будут чёрными.

34. В организме животных молекула кислорода не связывается с:

а) миоглобином;

б) гемоглобином;

в) цитохромом с;

г) цитохромом а3.

35. Из перечисленных экосистем самую низкую продукцию в расчёте на квадратный метр имеют:

а) луг;

б) тайга;

в) тропический лес;

г) открытый океан.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Грибы с животными сближают признаки:

1) единственный задний жгутик у подвижных клеток;

2) автотрофный тип питания;

3) запасают гликоген;

4) способность к неограниченному росту;

5) наличие хитина.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 3, 5;

г) 2, 3, 4;

д) 2, 3, 5.

2. В регуляции уровня сахара в крови принимают участие следующие соединения:

1) глюкагон;

2) инсулин;

3) пролактин;

4) тестостерон;

5) эстрадиол.

а) только 1, 2;

б) только 1, 5;

в) только 2, 3;

г) только 2, 4;

д) 1, 2, 3.

3. К процессам пластического обмена относят:

1) синтез АТФ;

2) фотосинтез;

3) синтез белка;

4) гликолиз;

5) синтез нуклеотидов.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3, 5;

г) 2, 4, 5;

д) 3, 4, 5.

4. Показателями биологического регресса являются:

1) снижение продолжительности жизни;

2) увеличение эмбриональной смертности;

3) уменьшение видового разнообразия;

4) снижение плодовитости;

5) уменьшение размеров.

а) только 3;

б) только 1, 3;

в) только 1, 2, 3;

г) только 2, 3, 5;

д) 1, 2, 3, 4.

5. Из Центральноамериканского центра происхождения (по Н.И.Вавилову)

происходят культурные растения:

1) пшеница;

2) кукуруза;

3) рис;

4) соя;

5) подсолнечник.

а) только 1, 3;

б) только 1, 5;

в) только 2, 5;

г) только 1, 2, 5;

д) 2, 3, 5.

6. Отдаленная гибридизация у животных затруднена из-за:

1) разного набора генов у разных видов;

2) разного набора хромосом у разных видов;

3) тканевой несовместимости разных видов;

4) разных условий обитания видов;

5) разного брачного поведения видов.

а) только 1, 3;

б) только 1, 5;

в) только 2, 5;

г) только 1, 3, 4;

д) 2, 4, 5.

7. У эукариот транскрипция происходит в:

1) ядре;

2) аппарате Гольджи;

3) митохондриях;

4) пластидах;

5) лизосомах.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 2, 5;

г) 1, 3, 4;

д) 1, 3, 5.

8. Один кодон матричной РНК может кодировать:

1) одну аминокислоту;

2) две аминокислоты;

3) три аминокислоты

4) четыре аминокислоты;

5) ни одной аминокислоты.

а) только 1, 2;

б) только 1, 3;

в) только 1, 4;

г) только 1, 5;

д) 1, 2, 5.

9. Из перечисленных процессов в митохондриях происходит:

1) синтез белка;

2) синтез ДНК;

3) синтез жирных кислот;

4) синтез АТФ;

5) окисление жирных кислот.

а) только 3;

б) только 2, 4;

в) только 1, 3, 4;

г) только 1, 4, 5;

д) 1, 2, 4, 5.

10. Липиды входят в состав :

1) рибосом;

2) митохондрий;

3) хроматина;

4) ядрышка;

5) аппарата Гольджи.

а) 1, 2;

б) 1, 5;

в) 2, 3;

г) 2, 4;

д) 2, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Основную массу древесины сосны составляют сосуды и механические волокна.

2. Продукты фотосинтеза движутся по ситовидным трубкам сверху вниз.

3. В жилке листа флоэма находится снизу, а ксилема – сверху.

4. Кислород выделяется всеми зелёными растениями.

5. Корни растений могут осуществлять фотосинтез.

6. Кровь таракана бесцветная, так как она не содержит гемоглобина.

7. Сократительные вакуоли есть у всех инфузорий.

8. Камчатский краб – это рак-отшельник, для которого характерно слабое развитие брюшного отдела.

9. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли наземные позвоночные.

10. Характерной особенностью млекопитающих является живорождение.

11. Основным органом, который под влиянием гормона инсулина обеспечивает снижение уровня глюкозы в крови человека, является печень.

12. Кислород и углекислый газ переносятся кровью только за счёт связывания с гемоглобином и переноса в составе комплекса гемоглобин- молекула газа.

13. Печень способна быстро и без серьёзных последствий регенерировать до 70% своего объёма, удалённого при хирургической операции.

14. Основой биологических мембран является двойной слой фосфолипидов.

15. Самыми большими молекулами в живых организмах являются мышечные белки.

16. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.

17. К незаменимым для организма человека соединениям относятся аминокислоты и азотистые основания.

18. В экосистемах суши наибольшая плотность биомассы растений наблюдается в тропических лесах.

19. Отсутствие кишечника у ленточных червей указывает на биологический регресс этой группы животных.

20. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках в результате симбиоза.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    ( max . 3,5 баллов)

Перед Вами разрез стебля растения. Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А-Ж) с их обозначениями на рисунке (1-7).

А – основная паренхима; Б – ситовидные трубки; В – клетки-спутницы;

Г – спиральный сосуд; Д – склеренхима; Е – пористый сосуд;

Ж – кольчатый сосуд.

Обозначения

1

2

3

4

5

6

7

Структуры

2. ( max . 4 балла)

На рисунке изображены представители фауны лесной подстилки и верхних горизонтов почвы.

Установите соответствие между организмами (1-8) и таксонами, к которым они относятся (А–Д): А) Многоножки; Б) Паукообразные; В) Простейшие; Г) Ракообразные; Д) Насекомые.

Организмы

1

2

3

4

5

6

7

8

Таксоны

3. ( max . 3 балла)

Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1 – 5?

А – мочевой пузырь, Б – почка; В – кора почки; Г – мозговой слой почки; Д – почечная лоханка; Е – мочеточник.

номер

1

2

3

4

5

6

орган

4. ( max . 2,5 баллов)

Каждому продукту из правого столбца найдите соответствующее вещество из левого столбца.

А. Сахароза

1. Говяжья печень

Б. Липиды

2. Корнеплод свеклы

В. Лактоза

3. Рыбий жир

Г. Гликоген

4. Зёрна гороха

Д. Белок

5. Молоко

1

2

3

4

5

5. ( max . 2,5 баллов)

С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды членистоногих (1 – 5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком.

1 – Комнатная муха (Musca domestica)

2 – Постельный клоп (Cimex lectularius)

3 – Чёрный (Blatta orientalis) и рыжий (Blattella germanica) тараканы

4 – Домашний паук (Tegenaria domestica)

5 – Комары рода Culex ( городская форма – C. pipiens f. molestus)

А) протокооперация

Б) комменсализм

В) нейтрализм

Д) симбиоз

1

2

3

4

5

Член предметно- методической комиссии: /Скорых С.А./

Мужские половые клетки - спермии - формируются в пылинках пыльцы, которые развиваются в пыльниках тычинок цветка. Обычно пыльца состоит из многих пылинок (пыльцевых зерен), соединенных в группы. В пылинках и формируются спермии - мужские половые клетки.

Женские половые клетки - яйцеклетки - образуются в семязачатках, находящихся в завязи пестика цветка (у цветковых растений бывают завязи с одним или несколькими семязачатками). Чтобы из всех семязачатков развились семена, нужно в каждый семязачаток к яйцеклеткам доставить спермии, так как каждая яйцеклетка оплодотворяется отдельным спермием.

Процессу оплодотворения у растений предшествует опыление. Как только пылинка попадает на рыльце пестика (с помощью ветра или насекомых), она начинает прорастать. Одна ее стенка вытягивается и образует пыльцевую трубку. Одновременно в пылинке образуются два спермия. Они передвигаются к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, пыльцевая трубка достигает завязи и проникает внутрь семязачатка.

К этому времени в семязачатке, в его срединной части, одна клетка делится и сильно удлиняется, образуя так называемый зародышевый мешок. В нем у одного конца находится яйцеклетка, а в центре - клетка с двумя ядрами, которые вскоре сливаются, образуя одно - центральное ядро. Проникнув в семязачаток, пыльцевая трубка прорастает в зародышевый мешок, и там один спермий сливается (соединяется) с яйцеклеткой, образуя зиготу, из которой развивается зародыш нового растения.

Другой спермий, попавший в зародышевый мешок, сливается с центральным ядром. Образовавшаяся при этом клетка очень быстро делится, и вскоре из нее образуется питательная ткань - эндосперм.

Слияние в зародышевом мешке спермиев - одного с яйцеклеткой, а другого с центральным ядром называется двойным оплодотворением.

Процесс двойного оплодотворения - явление, свойственное только цветковым растениям. Благодаря двойному оплодотворению зародыш нового растения получает очень ценный эндосперм с питательными веществами.

Есть еще вот такая классификация:

13. Строение и функции цветка.

Цветок – орган семенного размножения покрытосемянных растений . Цветок состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, андроцея и гинецея.

Фертильные части цветка (тычинка, пестик).

Стерильные части цветка (чашечка, венчик, околоцветник).

Функции цветка.

Цветок - это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений.

Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время как у низших и многих высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

Центральные (главные) части цветка. В центре цветка у большинства растений находится один или несколько пестиков. Каждый пестик состоит из трех частей: завязи - расширенного основания; столбика - более или менее вытянутой средней части; рыльца - верхней части пестика. Внутри завязи расположены один или несколько семязачатков. Снаружи семязачаток окружен покровами, через которые проходит узкий канал - пыльцевход.

Вокруг пестика (или пестиков) расположены тычинки. Их число в цветке различно у цветковых растений: у редьки дикой - 6, у клевера - 10, у вишни - много (около 30). Тычинка состоит из двух пыльников и тычиночной нити. Внутри пыльника развивается пыльца. Отдельные пылинки обычно очень мелкие зернышки. Их называют пыльцевыми зернами. Наиболее крупные пыльцевые зерна достигают 0,5 мм в диаметре.

Околоцветник. У большинства цветков пестики и тычинки окружены околоцветником У вишни, гороха, лютика околоцветник состоит из венчика (совокупность лепестков) и чашечки (совокупность чашелистиков). Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана, лилии, ландыша все листочки одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

Цветки с двойным околоцветником

Цветки с простым околоцветником

Листочки околоцветника могут срастаться или оставаться свободными. У тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный, а у ландыша сростнолистный. У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики и лепестки. Цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик. У лютика вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик. У колокольчика чашечка раздельнолистная, а венчик сростнолепестный.

Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки.

Соцветия и цветки ивы

Формула цветка. Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

Ок - листочки простого околоцветника,

Ч - чашелистики, Л - лепестки, Т - тычинки, П - пестики.

Число частей цветка обозначается цифрами в виде индекса (Ч5 - это 5 чашелистиков), при большом числе частей цветка используют знак ∞ . В случае срастания частей между собой цифру, указывающую их число, заключают в скобки (Л(5) - венчик состоит из 5 сросшихся лепестков). Если одноименные части цветка расположены в несколько кругов, то между цифрами, указывающими на их число в каждом круге, ставят знак + (Т5+5 - 10 тычинок в цветке расположены по 5 в два круга). Например, формула цветка лилии - Ок3+3Т3+3П1, колокольчика - Ч5Л(5)Т5П1.

Цветоложе. Все части цветка (около цветник, тычинки, пестики) располагаются на цветоложе - разросшейся осевой части цветка. Большинство цветков имеют цветоножку. Она отходит от стебля и соединяет его с цветком. У некоторых растений (пшеница, клевер, подорожник) цветоножки не выражены. Такие цветки называют сидячими.

Цветки обоеполые и однополые. Обычно в одном цветке бывают и пестик (пестики) и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. У некоторых растений (ива, тополь, кукуруза) в цветке есть только пестик или тычинки. Такие цветки называют однополыми - тычиночными или пестичными (рис. 71).

Однодомные и двудомные растения. У березы, кукурузы, огурца однополые цветки (тычиночные и пестичные) располагаются на одном растении. Такие растения называют однодомными. У тополя, ивы, облепихи, крапивы двудомной на одних растениях находятся только тычиночные цветки, а на других - пестичные. Это двудомные растения.

Завязь - это пустая нижняя утолщенная часть пестика - женского органа размножения растений.

Она обеспечивает защиту и оплодотворение семязачатков (семяпочек), из которых образуются семена.

Пестик находится в цветке и состоит из рыльца, которое улавливает пыльцу, столбика, по которому пыльца попадает внутрь, и завязи, где развиваются семена. После оплодотворения из нее образуется плод.

В центральной части семяпочки (нуцеллус) находятся яйцеклетки, в случае опыления, они оплодотворяются, и из них развиваются семена. В этом же месте образуется зародышевый мешок, за счет которого они будут питаться.

Функции завязи

  • Внутри завязи осуществляется процесс оплодотворения и созревания семян;
  • Защищает семязачатки от внешних вредных факторов среды (перепады температуры, засуха, поедание насекомыми, дождь и др.);
  • Поддерживает нужный уровень влаги;
  • Обеспечивает питание семян;
  • Является основой будущего плода.

Типы завязи

По числу гнезд, то есть имеющихся полостей, разделенных перегородками, в которых расположены семена, завязь бывает одно- или многогнездной.

I - одногнездная завязь, II - двухгнездная завязь, III - пятигнездная завязь. На всех рисунках: 1 - стенка завязи; 2 - гнездо; а - семяпочки, 4 - семяносец.

В основе другой классификации завязей лежит их расположение по отношению к цветоложу.

Цветоложе - это нижняя часть цветка, то есть его основание, на котором располагаются лепестки, чашелистики, тычинки и пестики.

По типу расположения завязь может быть:

  • Верхняя или свободная - находится над цветоложем. Не срастается с другими частями цветка, цветок при этом называется подпестичным (злаковые, лютиковые, бобовые и др.);
  • Нижняя - под цветоложем, цветок прикрепляется к вершине завязи, поэтому называется надпестичный (сложноцветные, кактусовые, орхидные и др.);
  • Полунижняя - срастается с цветком, но не у самого верха, цветок называется полупестичным (камнеломковые).

Формирование плодов из завязи

Плоды, в зависимости от типа формирования из завязи, делятся на несколько видов: 1. Настоящие - образуются только завязью. Делятся на:

  • Простые, образованные одним пестиком (вишня, слива, черемуха, боб у акаций);
  • Сложные, образованы несколькими сросшимися пестиками (малина, ежевика)
  • Дробные плоды, образованы многогнездной завязью, имеющей перегородки (незабудка, базилик, лаванда, чабрец и др.);

2. Ложные - формируются при участии других частей цветка таких, как цветоложе и околоцветник, включающий лепестки и чашелистики.

Обратите внимание

Отличить от настоящих ложные легко, по остаткам частей цветка (яблоки, груши).

Причины повреждения завязи

Повреждения завязи могут привести к отсутствию в дальнейшем семян и даже плодов. Причинами повреждений могут быть:

  • Поздневесенние заморозки во время цветения, при которых цветки и завязавшиеся плоды осыпаются. Если завязи были повреждены частично, то из них развиваются деформированные, мелкие, или непригодные к употреблению плоды;
  • Отсутствие или малое количество опылителей, при этом часть цветков остаются неоплодотворенными, поэтому сбрасываются;
  • Бедная почва и недостаток полива, когда растению не хватает веществ, чтобы вырастить все появившиеся завязи. В этом случае, необходимо внести комплексные минеральные и органические удобрения и обеспечить полив во время засухи;
  • Вредители (плодожорка, яблоневый пилильщик, цветоед и др.). Для избавления от них не нужно прибегать к искусственным средствам защиты от насекомых, так как они пагубно подействуют и на насекомых-опылителей. Лучше опрыскать растения отварами трав, которые отпугивают именно вредителей (крапива, одуванчик, чеснок, полынь и др.)

  • Заболевания листьев. Здоровые листья необходимы для обеспечения растения нужными веществами, без них невозможно созревание плодов и семян;

  • Перегруз количеством плодов: при большом количестве образовавшихся завязей, растение не может прокормить их все, поэтому сбрасывает часть. Избежать этого процесса поможет своевременное прореживание цветков.

Многообразие цветковых растений удивительно велико. Чтобы разобраться в этом многообразии, ботаники объединяют все виды растений в группы , которые в свою очередь объединяют в более крупные группы. Для установления таких групп растений используют признаки их сходства и различия, по которым можно судить о степени родства растений между собой.


Цветковые растения имеют строение более совершенное, чем строение других групп. Только у покрытосеменных образуются цветки, а в цветках - пестики. В завязях пестиков расположены семязачатки. Цветковые разных покрытосеменных различаются величиной, формой, окраской, строением; цветки одних покрытосеменных приспособлены к опылению ветром, других - к опылению насекомыми. Но при любом способе опыления пыльцевые зерна попадают на рыльца пестиков, где образуются пыльцевые трубки.


Пыльцевые трубки со спермиями дорастают до семязачатков и врастают в них, где и происходит оплодотворение, характерное только для цветковых растений. При этом из зиготы, возникающей при слиянии гамет, формируется зародыш. Самая крупная клетка после слияния со вторым спермием разрастается, делится, и образуется эндосперм, запасающий питательные вещества для зародыша. Из семязачатков развиваются семена, а из стенки завязи - околоплодник.


Итак, семена у цветковых растений развиваются внутри плода. Поэтому цветковые растения называют покрытосеменными. В настоящее время покрытосеменные господствуют среди растений, населяющих сушу Земли.


Рассмотрим растения, цветущие осенью, например, анютины глазки, или фиалку трехцветную. Это растение, как и большинство других, имеют органы:

корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками . Видоизмененные подземные побеги - это корневища, клубни и луковицы .На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми.


Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны.

Цветок - это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.

Строение цветка

Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе; на нем формируются все остальные части цветка.

Ярко окрашенный венчик состоит из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка - это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых - опылителей.

Главные части цветка - пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть - завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений цветки располагаются поодиночке. У большинства же цветки собраны в соцветия.

Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды . Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

Различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Созревшие сухие плоды мякоти не имеют.

Семена растений различают по форме и размерам. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. У двудольных растений, это видно из названия, семя имеет две семядоли. Запас питательных веществ может находится в семядолях или в особой запасающей ткани - эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение. Семя - это зачаток будущего растения.

Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам.

Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви, ветви деревьев образуют их кроны. Всем знакомы береза, осина, липа, клен, ясень. Среди деревьев есть настоящие великаны, например эвкалипты, достигающие в высоту более 100 метров.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинается почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как у деревьев, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Широко распространены кустарники: орешник-лещина, сирень, жимолость, бузина.

Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зеленые сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Но банан, например, достигает в высоту 7 метров, и некоторые борщевики бывают выше роста человека. Существуют крошечные травянистые растения. На поверхности водоемов живет ряска; размер каждого растения - несколько миллиметров.

Деревья и кустарники - многолетние растения. Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние и двулетние.

Из многолетних трав хорошо известны ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные органы с почками.

Однолетние растения, такие, как фиалки, лебеда, левкой, редис, гречиха, овес, пшеница, весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают.

Двулетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и дают плоды с семенами, а к осени отмирают.

Оценка статьи:

Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток (гамет).

Женская половая клетка (гамета) называется яйцеклеткой. Яйцеклетки образуются в семязачатках завязи пестика. Пестик – это женский орган размножения.

Мужская половая клетка (гамета) называется спермием. Спермии образуются в пыльниках тычинок. Тычинка – это мужской орган размножения.

В пыльниках тычинок находится пыльца.

Пыльца состоит из пыльцевых зерен. Пыльцевое зерно – это одна пилинка. Пыльцевое зерно содержит 2 клетки - вегетативную и генеративную.

Вегетативная - это клетка, которая образует пыльцевую трубку.

Генеративная - это клетка, которая образует два спермия. Спермии – это мужские половые клетки.

В процессе опыления пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, прорастает и образует пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка движется через рыльце, столбик в завязь. В завязи пестика находятся семязачатки (зачатки семени). Из них будет развиваться семя. Строение семязачатка: оболочки семязачатка, зародышевый мешок, основная яйцеклетка с двойным набором хромосом, центральная яйцеклетка с одинарным набором хромосом. Хромосомы содержат гены и отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

Пыльцевая трубка переносит 2 спермия к семязачаткам и прорастает в семязачаток через пыльцевой вход. Спермии имеют одинарный набор хромосом.

Первый спермий оплодотворяет основную яйцеклетку и хромосомный набор становится двойным.

В результате образуется оплодотворенная яйцеклетка, которая называется – зигота. Из основной яйцеклетки и первого спермия образуется зародыш нового растения. Строение зародыша нового растения: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья и почки.

Второй спермий оплодотворяет центральную яйцеклетку и хромосомный набор становится тройным.

В результате образуется эндосперм. Эндосперм – это запас питательных веществ, которые необходимы для прорастания зародыша семени.

Из оболочек семязачатка образуется семенная кожура. Из стенок завязи пестика образуется околоплодник.

Такое оплодотворение двух яйцеклеток двумя спермиями называется двойным. Оно было открыто русским ученным Навашиным С.Г. В 1898 году. Таким образом, образуется плод, который состоит из семени и околоплодника.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook