Как отремонтировать пластик в автомобиле. Ремонт пластика, пайка пластмассы, ремонт пластиковых деталей Как отремонтировать сломанную пластмассовую деталь


В сегодняшнее время, вокруг нас работают очень много механизмов где используются пластмассовые шестеренки. Причем, это могут быть как и игрушечные машинки, так и вполне серьезные вещи, к примеру, антенный подъемник в автомобиле, редуктор спиннинга, и тп. Причины поломки шестеренок могут быть разные, конечно большинство из них связаны с неправильной эксплуатацией, но сейчас не об этом. Если уж вы попали в такую ситуацию и у вас сломало пару зубьев шестерни, то выход есть как не платить за дорогостоящую деталь, а восстановить ее простым способом.

Понадобится для восстановления

  • Ненужная зубная щетка.
  • Моющее средство.
  • Двухкомпонентный эпоксидный клей - холодная сварка для пластика.
Клей холодная сварка должен быть жидкий, в тюбиках. Обязательно смотрите на упаковке, чтобы он подходил для склеивания пластмассовых и пластиковых деталей. Такой двухкомпонентный клей можно купить как в магазине автозапчастей, так и в строительном магазине. Если у вас возникнут затруднения и вы не сможете найти такой, в конце статьи я расскажу как сделать похожий аналог.

Восстановление пластмассовой шестеренки

Подготовка

Первомым делом необходимо подготовить поверхность шестеренки. Промываем ее многократно в теплой воде с моющим средством, активно работая зубной щеткой. Наша задача обезжирить и удалить смазку со всех граней.
После того как обезжировка проведена, высушите ее насухо.

Готовим клей

Теперь подготовим клей. Смешаем на небольшом кусочке картона компоненты в пропорции как в инструкции. Хорошо перемешаем.
Вообще, перед открыванием клея, рекомендую тщательно ознакомиться с его инструкцией, особенно с временем полного и частичного затвердевания, так как у разных производителей эти данные могут кардинально отличаться.
Если консистенция получилась жидкая - дайте ей немного постоять, пока она начнет отвердевать.

Восстановление зубьев

В моем случае сточено несколько зубьев, ситуация исправима. Мажем клей на то место, которое нужно восстановить. Клей должен быть очень густым, но пластичным.


Делаем такой своеобразный бугорок.



Кладем шестеренку на импровизированную подставку, для того чтобы клей ещё больше загустел. Все опять же индивидуально, мне понадобилось лично минут 20, чтобы консистенция заметно загустела.


Ускорить реакцию и уменьшить время загустения можно нагреванием. К примеру взять фен и начать нагревать клей на шестеренке.

Восстановление зубьев

Теперь самый ответственный момент - прокатка зубьев. Узел где эксплуатировалась шестерня, а именно другая шестеренка с которой непосредственно контактировала наша сломанная, нужно обильно смазать смазкой, солидолом или литолом.
Устанавливаем сломанную шестерню и прокатываем несколько раз по другой.



В результате другая шестеренка прокатает след на густом клее.



Теперь вы понимаете, что прежде чем прокатывать зубья, эпоксидный клей на шестеренке должен затвердеть до консистенции твердого пластилина.
Благодаря смазке клей не прилипнет на другую шестеренку.

Затвердевание

Аккуратно извлекаем восстановленную делать из механизма и оставляем ее для окончательного затвердевания, обычно на сутки.


Вот таким несложным способом можно довольно просто восстановить сломанные шестерни.

Чем заменить эпоксидный клей?

Если вы не нашли клей, я могу вам порекомендовать сделать немного похожий состав.
Для этого понадобится:
  • Эпоксидная смола с отвердителем.
  • Цемент сухой.
Покупаем обычную прозрачную или желтоватую эпоксидную смолу с отвердителем. Эти два компонента зачастую продаются вместе.
В пропорции указанной в инструкции, смешиваем компоненты для получения нужного количества клея. Добавляем цемент. Только не цементно-песчаную смесь, а именно чистый цемент. Пропорции примерно два к одному. То есть две части клея и одна цемента. И все очень тщательно перемешиваем. Клей готов, а дальше все как по инструкции выше.

Данный пост будет интересен для любителей развлечения «очумелые ручки». Все кто считают что ремонт пластика это не то, с чем стоит заворачиваться, и что пластик нужно покупать только новый и только оригинальный - могут смело пропустить этот пост и не портить себе и мне настроение.

Предисловие

Заранее прошу строго не судить, т.к. я не большой пец в этом деле и опыта не так уж и много, но тот что есть, на мой взгляд, может быть кому-то ценен. Так же хочу сказать, что пластик на текущем этапе НЕ КРАСИТСЯ, а только восстанавливается его целостность. Статей по покраске в интернете полно, да и заниматься этим самому в гараже это колхоз чистой воды (данное утверждение не относится к тем, кто имеет опыт и оборудование для профессиональной покраски).
И так с чего начнем. А начнем как всегда с предыстории. Как я упоминал в своём мотоцикл изначально покупал видя, что пластик в трещинах и его придётся либо менять либо восстанавливать. Естественно менять это не для меня, иначе Вы бы не читали данный мини отчет. Фактически с момента покупки я периодически рылся в инете и собирал информацию по способах восстановления ABS-пластика. Таких оказалось не так уж и много, если не считать «мастеров» которые «ремонтируют» всем чего угодно начиная от термоклея, закачивая холодной сваркой. Самым «правильным» способом ремонта пластика, по мнению интернета, считается пайка строительным феном с пластиковыми электродами, но для таких работ нужно иметь собственно сам фен, электроды и достаточный опыт в использовании данных инструментов. Так как ничего из перечисленного списка у меня не было, особенно опыта, без которого ремонт пластика феном мог закончится и вовсе покупкой нового пластика, я решил прибегнуть к более простому но менее качественному (опять же по мнению интернет-сообщества) способу - а именно пайке паяльником. Но если бы пайка была только паяльником, то я наверное не писал бы этот пост, т.к. здесь ничего нового как бы и нет, к тому же паяльником не нарастишь куски пластика которых нет. Так же на каком-то форуме был найден обзор клейки пластика тем же пластиком. Звучит странно но по сути так и есть. Суть его в том, что берется такой же пластик (abs) и растворяется в 746 растворителе (если с номером не ошибся), а растворяется пластик хорошо, как показал мой опыт, затем этим «клеем» заливается шов. Честно сказать в этом что-то есть, но по большей части фигня на постном масле и чуть позже я дам обоснование своему утверждению. Склеивание пластика эбокситкой с усилением секлотканью я не применял, т.к. имеется опыт который говорит, что в некоторых случаях это не достаточно надёжно и при сильных вибрациях эбокситка отслаивается от пластика.

Скажу сразу: пластик всего мотоцикла я еще не сделал, занимался эти выходные только тремя кусками, которые идут «вокруг бака». И один из этих кусков имел самые серьёзные повреждения, в сравнении с остальным пластиком, посему именно на его примере буду рассказывать что и как делал, т.к. ремонт остальных кусков фактически является лишь частью действий, которые были применены на этом куске. Возможно и только ВОЗМОЖНО, я напишу еще один пост ближе к марту-апрелю где расскажу какие нюансы были в восстановлении остального пластика и о его покраске или оклейке винилом.

Главные роли

Ну так с предисловием закончили. Значит теперь рассмотрим главные действующие лица:
Пластик:
  • «переломы со смещением»



  • кусок стенки (она по совместительству ребро жесткости) отсуствует


  • подробное фото «отверстия» (язык не поворачивается это называть отверстием) под прикуриватель (явно на живо выдранный с какого-то ВАЗа).

  • «Ухо» в которое вставляется вал, на котором держится крышка бардачка, так же отломано

Обзор пациента закончен. Теперь обзор «медперсонала»:

  • Паяльник 80 Вт

  • Китайская прямая шлифмашинка купленная еще летом за 10$ вместе с набором насадок чисто для посмотреть «сгодится ли» (таки сгодилась, но в кадр толком не попала).
  • Шпатлевка двухкомпонентная для пластика (куплено в автоотделе Эпицентра, фотки не ставлю т.к. реклама фирмы:) да и найти не проблема, производителей много)
  • Набор наждачной бумаги с разным зерном (самое мелкое зерно помойму 150 или 180, самое крупное - 80)
  • Латунная сетка которая была изъята из закромов родины дедовых запасов (так же в кадр не попала, внизу представлена похожая сетка, только у моей вертикально просто проволока, а горизонтально - тросики).

  • Цианоакрилатный клей для временной схватки деталей, спокойно можно обойтись без него (не фоткал, подойдёт любой который у вас продаётся)
  • Проволока стальная 0,5-0,7мм

Приступаем к ремонту

К сожалению, фоток с каждой стадии ремонта у меня не осталось, т.к. зачастую руки грязные и фотоаппарат/телефон под рукой не всегда.
С чего же я начинал. А начинал с того, что с матами отдирал термоклей от моего пластика, по большей части он толком не держался, но в некоторых местах так поприставал что отодрать было проблематично. Деталь без этого клея выглядела вот так:


Дальше пришлось полностью проломать трещину, чтобы получить возможность выровнять плоскости относительно друг друга. Простого проламывания оказалось не достаточно, т.к. тот кто ремонтировал пластик до меня, этим не заморачивался и спаял пластик (видимо тоже паяльником) «как получилось», после этого залил всё это дело сверху термоклеем.После того как трещину разломал её внутренние грани пришлось обрабатывать шлифмашиной для удаления неровностей, которые не давали выровнять плоскости. После того как это дело было выровнено, положение детали было зафиксировано клеем, так же этот клей был залил в недоступные места трещины для более надёжной фиксации при пайке. После этого подобная процедура была проделана с остальными трещинами, только с тем различием, что трещины не проламывались полностью, а зашкуривались до пластика и в «правильном» положении фиксировались клеем. После того как все трещины были обработаны пришла пора пайки. Т.к. пластик планировалось потом обкрашивать, то трещины были пропаяны и с внешней и с внутренней стороны. Да, хочу заметить, что пайка это не просто «натыкать» жалом паяльника в пластик, плавить пластик нужно так, чтобы каждый раз проплавляя пластик вы частично делали наплавку на предыдущее место, где перед этим плавили.

Трещина зафиксированная клеем:


Та же трещина но уже пропаянная (но еще не разглаженная) с внешней стороны

После того как весь нужный шов был пропаян я заглаживал трещину паяльником, фактически ровняя все оставленные ранее заусенки, попутно хорошенько прогревая весь пластик под паяльником (прилично припекало пальцы с обратной стороны детали). Таким не хитрым способом были запаяны все трещины с обоих сторон детали.

Теперь пришло время заняться изготовлением недостающих кусков пластика, или, как некоторые называют этот процесс, художественной лепкой, а лепил я на основе металлического каркаса и двухкомпонентной шпатлевки для пластика. В моём случае это было восстановление куска стенки с ребром жесткости + заделка дырки отверстия от прикуривателя. В видео, которое я выложу в конце, было рекомендовано для создания каркаса под утерянные части пластика использовать впаянную проволоку. Я этот вариант пробовал (на другой детали) и должен сказать, что достичь поставленной задачи это позволяет, но вот удобства никакого, т.к. шпатлевка достаточно «жидкая» для таких целей, и норовит провалиться то на одну то на другую сторону. Вот если бы я работал с массой напоминающей пластилин, то такой проблемы не возникло бы. Посему я воспользовался металлической сеткой. Её преимущество в том, что:

  • во первых - её можно впаять по всей площади соприкосновения восстанавливаемого куска с «родным» пластиком, а не только запаять 2 конца проволочки
  • во вторых - сетку можно сразу согнуть в виде каркаса желаемой формы (в моём случае ребра жесткости)
  • в третьих - через секу не так сильно проваливается шпатлевка и её можно нанести более точно, чтобы потом не счищать кучу лишнего.
И так порезал я стеку, впаял вдоль всей линии разлома стенки к которой прилегает мой кусок, согнул как нужно, отрезал лишнее. Для бардачка с дыркой с прикуривателем была вырезана латка сетки диаметром немного больше самого отверстия и впаяна в грубь пластика (где-то до средины толщины пластика). После этого все впаянные куски были заделаны шпатлевкой + добавлена шпатлевка в тех местах, где ранее паялись трещины и получились слишком большие неровности.

Стенка с ребром жесткости


бардачек вид с наружи


бардачек вид изнутри


общий вид детали

Шпатлевка очень вонючая и полимеризуется быстро только при температуре свыше около 20 градусов, посему наносить лучше на улице, сушить где угодно только не в доме. Я всё делал в гараже и сушил перед обогревателем.

На то, чтобы шпатлевка затвердела по инструкции нужно около 8 минут, у меня на это ушло больше часа, т.к. сушил в гараже возле обогревателя и температура там далеко не +20 (как рекомендуется). Как шпатлевка затвердела её можно смело обрабатывать, а именно счищать крупным наждаком.
Небольшое отступление: не вздумайте счищать точечно, т.к. рисуете передывать всю работу заново или грани детали будут плавать, что не красиво. Либо делайте под наждак плоскую длинную основу (банально деревяный брусок, на который натягивается наждак) либо купите уже готовое крепление для наждака в строительном магазине.

После того как детали придана желаемая форма - шлифуем деталь мелким наждаком до получения полностью гладкой поверхности.









Крепление для вала крышки бардачка изготовил из стальной проволоки, которую впаял поглубже в пластик. Выглядит это вот-так:



Теперь что касается усиления слабых мест. После того как всё сделал, был проведен тест на «сгибаемость», который выявил конструктивно слабое место на детали, рядом с которым до этого была целая россыпь мелких трещин. Хотя все остальные швы показали себя хорошо, именно в этом месте был риск сломать деталь или получить новые трещины. Для усиления этого места всё из той же сетки была изготовлена накладка и паяльником впаяна в пластик, но так, чтобы части сетки были видны сверху. Дальше на место с сеткой был вылит тот самый растворённый пластик. Как показала летняя практика (а летом я паял плуг, который в лесу поколол об пень) запаянная и залитая тем же раствором сетка держится очень крепко и несмотря на то, что я плугом еще пару раз очень прилично доставал до асфальта (об асфальт стёр болты так, что отвертку вставить не мог) в местах с сеткой не появилось ни трещинки, несмотря на приличную нагрузку. Так вот залитая таким «клеем» сетка с пластиком представляет единое целое. А вот если такой «клей» просто разлить по верх запаянных трещин, то ничего не получается, т.к. слой клея получается достаточно тонкий и за время пока испаряется растворитель, слой пластика под клеем не успевает размягчиться и как следует связаться с «клеем». В общем частично этот «клей» пришлось с моей детали обдирать. Так что лить его без сетки не рекомендую.

В заключение хочу попросить строго не судить.

Теперь очень полезное видео о ремонте пластика, которое очень мне помогло:

Пластик пластику рознь

Для начала разберемся, что же такое пластмасса, и какой она бывает. Пластмассами принято называть материалы, представляющие собой соединение синтетических (реже природных) полимеров с органическими примесями, которые добавляют для придания различных свойств готовому изделию при его формировании из вязкотекучего состояния в твердое.

В зависимости от реакции на повышенные температуры, пластмассы в свою очередь делятся на термопластичные и термореактивные. Термопластики при нагреве переходят из твердого в эластичное состояние, причем такое изменение обратимо и может повторяться множество раз. К термопластикам относятся полиэтилен, полистирол, поликарбонат, поливинилхлорид, полипропилен, полиметилметакрилат и полиамид.

В автомобилестроении наиболее часто используется полипропилен: он отлично подходит для изготовления бамперов и других деталей, испытывающих различные ударные нагрузки и являющихся наиболее часто повреждаемыми. Полипропилен весьма эластичен и способен восстанавливать форму при легких ударах, но хорош он не только этим. В случае повреждения детали из полипропелена легко починить, поскольку данный материал прекрасно переносит такой популярный метод ремонта пластика, как пайка.

Термореактивные пластмассы имеют линейную структуру, представляя собой неплавкий материал, который разрушается в результате нагрева и не восстанавливает своих исходных свойств при последующем охлаждении. К таким материалам относятся полиуретан, полиэфирные, карбамидные и фенолформальдегидные смолы. Наиболее широко применяются в автомобилестроении пластики на основе полиэфирных смол. В отличие от податливого полипропилена, детали из полиэфирных пластиков обладают высокой жесткостью, поэтому данный материал, как правило, идет на капоты, крыши и крышки багажников. Нужно помнить, что при ремонте подобных деталей использовать пайку категорически недопустимо.

Школа ремонта

Работы по восстановлению пластиковых деталей подразделяются на две категории — глубокий структурный ремонт и косметический. При полной реновации устраняются дефекты, вызванные повреждением структурной целостности детали или утери её части, косметический ремонт решает проблему поверхностных повреждений – устранение сколов, царапин и трещин.

Для ремонта поверхностных дефектов пластиковых деталей лучше всего подходит двухкомпонентная полимеркаптан-эпоксидная смесь. При застывании этот материал не только обеспечивает необходимую прочность зоны ремонта, но и сохраняет эластичность. Деталь, отремонтированная с использованием данной смеси, способна полностью восстановить свои исходные свойства и выдерживать расчетные ударные нагрузки.

При работе с деталями из пропилена зачастую возникает проблема отсутствия достаточной адгезии ремонтного материала к поверхности восстанавливаемой пластиковой детали. Это объясняется низкой поверхностной энергией пропилена, которая приводит к слабому межмолекулярному взаимодействию. Попросту говоря, один материал не может зацепиться за другой. Для того, чтобы повысить адгезивную способность, необходимо использовать полиолефиновый активатор, содержащий в своей структуре полиолефины (полипропилен, полиэтилен, этиленпропиленовые каучуки).

Для восстановления серьезных повреждений не обойтись без специального двухкомпонентного клея на основе полиуретана. Данный состав отличается высокой скоростью полимеризации (время высыхания составляет всего 30 секунд), что позволяет в процессе работы приклеивать и восстанавливать утерянные части пластика. После восстановления формы утерянного элемента и полной полимеризации состава его можно обрабатывать (сверлить, шлифовать) и окрашивать. При использовании двухкомпонентного клея можно отремонтировать не только сам пластиковый элемент, вернув ему первоначальный товарный вид, но и его крепления. К примеру, это касается креплений бамперов, получивших незначительные повреждения – в этом случае отпадает необходимость в замене дорогостоящей детали.

Материал подготовлен совместно с компанией 3M

Иногда, в своих интервью спортивным изданиям, бывший пилот Формулы-1 Йоахим Штук делает сравнительный анализ двух пилотов. Так и на этот раз, он попробовал показать разницу, существующую между Хайдфельдом и Алонсо, основываясь на своем опыте и наблюдениях.

Итак, спортивный аналитик предупреждает команду BMW , что им следует заменить Ника Хайдфельда , что немецкий пилот хоть и может показывать отличные результаты в гонках, вовсе не тот, кто может выиграть сам чемпионат.

По мнению Штука немецкая команда, желая получить титул должна взять к себе именно Фернандо Алонсо , т.к. только он на данный момент мотивирован сильнее других пилотов и даже на Renault этого сезона может творить чудеса.

Пластмассы прочно вошли в нашу жизнь. Во многих случаях пластмассовые детали оказываются удобнее, легче, дешевле, а иногда и прочнее металлических. Но ничего вечного не бывает. Конечно, сломанную деталь проще всего заменить. А если это невозможно, имеет смысл попробовать отремонтировать.

Ремонт сломанных пластмассовых деталей чаще всего советуют проводить с помощью сварки. Качественно выполненная сварка дает прочный, а после соответствующей обработки - практически незаметный шов.

К сожалению, сварка применима далеко не всегда. Значительная часть пластмасс, применяемых в промышленности, относится к реактопластам и не сваривается в принципе. Очень трудно сваривать тонкие пластмассовые детали сложной формы, которые при нагреве легко коробятся. Да и вообще выполнить хорошую сварку непросто. Стоит чуть недогреть - и шов получится хрупким, чуть перегреть - и пластмасса детали начнет разрушаться.

Поэтому в домашних условиях более целесообразно сломанную пластмассовую деталь склеить . Все этапы работы рассмотрим на примере одной из пластмассовых деталей внутренней облицовки салона автомобиля.

Обломанным оказался край тонкой пластмассовой пластины, через отверстие в которой деталь крепилась к кузову. Толщина пластины около миллиметра. Сварка сразу отпала, так как при нагреве до температуры плавления тонкая пластина неминуемо покоробится. Попробуем склеить!

Пластмассы, использующиеся для изготовления деталей, чрезвычайно многообразны. В промышленности используется несколько десятков различных видов пластмасс, каждый из которых имеет свои физические и химические свойства. Поэтому перед началом ремонта следует определить тип пластмассы, из которого изготовлена деталь.

Как определить тип пластмассы?

Если размер не слишком мал, то достаточно внимательно ее осмотреть. Где-нибудь в укромном месте с внутренней стороны обязательно обнаружится несколько букв - код материала детали . Рядом может быть нанесена дата изготовления, а для деталей автомобиля - номер детали по каталогу запасных частей.

Если деталь импортного производства, то обозначение, скорее всего, будет нанесено внутри или рядом с кодом переработки - треугольником из трех замкнутых друг на друга стрелок.

Коды буквенного обозначения пластмасс стандартизированы. Чаще всего встречаются:

ABS - акрилонитрилбутадиенстирол (очень широко распространенный материал, особенно для крупных деталей внешней и внутренней отделки автомобилей, корпусов бытовой техники, игрушек)

PA - полиамид (благодаря износостойкости, особенно с добавками графита, талька, стекловолокна, масла широко применяется для изготовления трущихся деталей, шестеренок редукторов)

PC - поликарбонат (прозрачный полимер, используемый при изготовлении линз, компакт-дисков, рассеивателей фар и фонарей, также широко распространен сотовый поликарбонат в виде листов с ячеистой структурой)

PE - полиэтилен (упаковочная пленка, ящики, канистры, садовый инвентарь, водопроводные и канализационные трубы, игрушки)

PP - полипропилен (упаковочная пленка, мешки, канализационные трубы, одноразовая посуда)

PUR - полиуретан (подошва обуви, отбойники амортизаторов, другие упругие детали с высокой износостойкостью)

Другие обозначения можно найти в полном списке условных обозначений технических пластмасс по стандарту ISO 1043-1.

Встречаются и комбинированные типы. Например, на ремонтируемой детали оказалась маркировка ABS+PC .

Смесь АБС-пластика и поликарбоната широко используется именно для изготовления деталей автомобиля, так что ошибки нет.

Какую пластмассу можно склеивать?

Инженер-технолог промышленного производства скажет, что склеивать можно любую пластмассу. Но он также скажет, что пластмассы делятся на три группы:

- легкосклеиваемые , требующие минимальной подготовки поверхности: АБС-пластик (ABS, MABS), полиакрилат (PAK), поликарбонат (PC), пластики на основе целлюлозы (СА, CAB, САР, CN, СР, СТА), поливинилхлорид непластифицированный (PVC-U), пластики на основе эпоксидной смолы (EP)

- условно легкосклеиваемые , требующие минимальной подготовки поверхности и выбора специального клея или грунта: некоторые сорта полиамида без наполнителей (PA), полистирол (PS), поливинилхлорид пластифицированный (PVC, PVC-C), полиэфирные пластики (PEEK, PEEST, PEI, РЕК, PESU, PEUR)

- трудносклеиваемые , требующие специальной физико-химической подготовки поверхностей: полиформальдегиды (CF, FF, MF, PF, UF), ударопрочный полистирол (PS-HE), полипропилен (PP), полиэтилен (PE), полиамиды (PA)

В домашних условиях имеет смысл ремонтировать детали из пластмасс первой и, иногда, второй группы. Например, прекрасно клеится полистирол, если использовать клей на основе дихлорэтана или толуола (клей для пластмассовых моделей).

Ремонтируемая деталь из смеси АБС-пластика и поликарбоната также относится к группе легкосклеиваемых деталей и хорошо клеится практически любым универсальным клеем. В данном случае максимальную прочность шва обеспечит эпоксидный клей ЭДП, произведенный в г. Дзержинске.

Клей готовится в соответствии с инструкцией (10-12 частей отвердителя на 100 частей смолы). Очень удобно смешивать эпоксидную смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике. Эпоксидка обладает к полипропилену весьма слабой адгезией, поэтому застывшие остатки из стакана легко удаляются. Да и выкинуть такой стаканчик тоже не жалко.

Как подготовить поверхности к склеиванию?

При подготовке пластмассовых деталей к склейке правильнее всего следовать инструкции по склеиванию, прилагаемой к клею. В общем случае подготовка заключается в зачистке поверхностей мелкой наждачной бумагой и обезжиривании органическим растворителем. Для пластмассы лучше использовать этиловый спирт, так как в бензине или ацетоне некоторые пластмассы могут растворяться или набухать, что снизит прочность клеевого шва.

Эпоксидный клей наносится тонким слоем на одну или обе склеиваемые поверхности, детали совмещаются и фиксируются. В отличие от контактных клеев, эпоксидная смола не требует сильного давления, фиксацию соединения можно обеспечить, прихватив детали нитками, резинками или бельевыми прищепками. Через 1-2 часа фиксирующие приспособления следует снять . Во-первых, позднее оторвать их будет гораздо более проблематично. А во-вторых, окончательная полимеризация эпоксидной смолы без внешнего давления не позволит образоваться в шве внутренним напряжениям.

Склейка пластмассовых деталей с усилением

При склейке тонких деталей встык даже самый лучший клей не сможет обеспечить достаточную прочность клеевого соединения. Дело в том, что прочность шва зависит от площади соприкосновения деталей. В данном случае соприкасаются обломки детали только по тонкой поверхности разлома. Здесь целесообразно применить усиливающую накладку , тем более, что место склейки находится не на виду.

Если обломки удастся найти, то работа упрощается. Для начала обломки следует постараться приклеить на место любым подходящим клеем. Можно использовать моментальный цианакрилатный клей «Секунда» или контактный полиуретановый «Момент».

После этого из бумаги делается выкройка усиливающей накладки. Особой точности здесь не требуется, так как накладка потом обрабатывается по месту.

Для накладки лучше всего использовать стеклотекстолит , можно даже фольгированный. Это очень прочный и стойкий материал на основе эпоксидной смолы. Толщина накладки выбирается исходя из размеров детали, в данном случае достаточно 1.5 мм. Резать стеклотекстолит удобно ножовкой по металлу или отрезным диском ручного гравера . Крупные детали можно вырезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).

Приклеивается накладка обычным способом с выдержкой для окончательной полимеризации эпоксидной смолы не менее 24 часов. Окончательная обработка накладки по контуру детали производится напильником или фрезами гравера .

Усиленная таким образом пластмассовая деталь по прочности значительно превосходит исходную.

Подоконник является неотъемлемой частью оконного проема. И так как сейчас ПВХ окна в большом приоритете, данная деталь тоже должна быть выполнена из пластика. Без этого элемента интерьер комнаты смотрится незаконченным и неуютным.

Но при длительной и неправильной эксплуатации подоконников самых разных поверхностей, эта часть окна может потребовать реставрации. И мы не всегда знаем, как обновить и чем заделать пластиковый подоконник, если появились трещины и сколы, не говоря уже об изменении цвета и деформации.

Когда необходима реставрация

Пластик – это относительно практичный материал. Элементы, сделанные из него, отличаются простотой в уходе, легкостью монтажа, большой вариацией расцветок и невысокой ценой. Но в то же время подвержены механическим повреждениям и чувствительны к повышенным температурам (вздуваются и могут трескаться).

Что делать, если на подоконнике появились:

  1. Сколы, трещины и царапины.
  2. Следы от цветочных горшков и горячих предметов.
  3. Выцветшие под действием солнечных лучей пятна.
  4. Повреждения химическими средствами для чистки поверхностей.
Пластиковая поверхность подоконника подвержена механическим повреждениям

В этом случае ремонт пластиковых подоконников проводится в зависимости от степени повреждения. Для этих целей существуют специальные восстанавливающие средства. Если это мелкие повреждения, заделывание производится с помощью шпатлевки, при множественных сколах и трещинах используют ламинированную пленку, а при серьезных проблемах – специальную накладку.

Способы решения проблемы

Разобьем варианты реставрации подоконников ПВХ по категориям в зависимости от применения используемого материала.

Важно! Перед тем как отремонтировать пластиковый подоконник своими руками, поверхность нужно очистить от грязи, обезжирить спиртом и высушить.

Химические очистители

Известно, что пластиковые поверхности окон и подоконников покрыты невидимой или декоративной пленкой, выполняющей защитную функцию. При неаккуратном обращении на ней образуются потертости и пожелтение. Чтобы устранить такие незначительные дефекты, можно совершенно просто отреставрировать деталь, воспользовавшись воском для ламината или специальным очистителем Cosmofen на основе растворителя.


Небольшие пятна и потертости можно удалить специальным очистителем Cosmofen

В случае если подоконник полностью пожелтел, лучше нанести состав на всю его поверхность. Он растворит верхний пожелтевший слой и пластик станет как новенький. На этом реставрация подоконника будет завершена.

Специальная шпатлевка

Применение специализированной смеси типа Fenoplast или Reparaturset для заделывания небольших дефектов на сегодня очень популярный способ. В магазинах она продается в виде порошка в комплекте с лопаткой и мерным стаканом. Приготовить шпатлевку по инструкции не составит особого труда. После применения такая смесь приобретает свойства, близкие к ПВХ и легко замазывает щели, будь то трещина или царапина. Опытные специалисты для разведения двухкомпонентной смеси используют не воду, а грунтовку для более глубокого проникновения, что способствует получению достаточно прочного покрытия.


С помощью шпатлевки можно заделать небольшие царапины и трещины

Сразу после приготовления состава следует:

  1. Нанести шпатлевку на поверхность.
  2. Тщательно заделать царапину и выровнять.
  3. Подождать 10-15 мин. до полного высыхания.
  4. Отшлифовать наждачной бумагой.
  5. Отполировать средством Fenosol S5 «UVA».

Чтобы понять, как будет выглядеть ремонт пластикового подоконника своими руками с помощью шпатлевки, нужно начать с более незаметных мест.

Жидкий пластик

Если вы не знаете, как убрать царапины с пластикового подоконника, воспользуйтесь жидким пластиком. Этот материал совершенно незаменим при заделывании глубоких царапин и больших вмятин. Он позволяет восстановить даже самую запущенную деформацию.


Для исправления глубоких дефектов подоконника используют жидкий пластик

Уже готовым составом типа Cosmofen Plus заделывают все углубления на пластиковом подоконнике до получения ровной поверхности. После этого нужно посмотреть, как заделываемые трещины и заплатка будут отличаться от общей фактуры пластины. Поэтому дополнительно ее можно обклеить самоклеящейся декоративной пленкой.

Ламинированная пленка

Это довольно простой и доступный вариант для реставрации поверхности пластиковых окон с многочисленными дефектами. Большое разнообразие цветовой гаммы и выбор ассортимента для имитации разнообразной фактуры (дерево, камень, русский узор и т.д.) делают этот товар очень популярным даже тогда, когда восстановление пластикового подоконника не требуется.


С помощью ламинированной пленки можно обновить старый подоконник

Для использования пленки следует:

  1. Нанести шпаклевочную смесь.
  2. Устранить наждачкой имеющиеся выпуклости.
  3. Вырезать пленку нужного размера с запасом по краям в 2-3 см.
  4. Аккуратно распределить ее по поверхности с помощью полотенца.
  5. Удалить образовавшиеся пузырьки воздуха, проткнув их иголкой и выровнять поверхность.
  6. Проклеить пленку в труднодоступных местах с помощью фена, который сделает ее более эластичной.

Легче всего работу производить вдвоем, когда один держит край приклеенной пленки, а другой снимает ее внутренний слой.

Важно! Перед тем как производить ремонт подоконников, лучше отсоединить этот элемент от окна. Это позволит более быстро и качественно справиться с проблемой .

ПВХ накладки

Ремонт подоконника с помощью специальной накладки подходит для элементов толщиной не более 6 см. Это довольно экономичный и совершенно простой способ в плане трудозатрат, когда можно просто закрыть проблемную деталь. Например, когда элемент мог вздуться или сильно треснул. Накладка на подоконник из ПВХ изготовлена из чистого поливинилхлорида, который отличается прочностью и устойчивостью к влаге и ультрафиолету, и позволяет получить обновленный интерьер в считанные часы.

Для ее установки необходимо:

  1. Заполнить клеем крупные повреждения.
  2. Обрезать накладку по размерам подоконника.
  3. Обезжирить поверхность и промазать клеем.
  4. Приложить накладку на подоконник и придавить грузом.
  5. Оставить до полного высыхания на 5-6 ч.
  6. Заполнить пустоты между подоконником и накладкой силиконовым герметиком.
  7. Посадить на клей торцевые заглушки.

После того как пластиковые накладки на подоконники приклеились, снимается защитная пленка. Наименее проблематичными считаются белые пластиковые накладки. После приклеивания к старому подоконнику край пластины нагревается строительным феном и загибается по его форме.


Пластиковая накладка позволяет выполнить ремонт в краткие сроки

Важно! Термообработку нельзя применять к ламинированным и глянцевым накладкам, так как они сразу теряют свой привлекательный вид .

Демонтаж пластины

Если все вышеперечисленные методы реставрации оконных подоконников не подходят или пластик сильно вздулся, и вы уже не знаете, чем же заделать пластиковый подоконник, можно попробовать кардинально избавиться от проблемы путем полной замены детали.

Демонтаж элемента требует некоторых усилий:

  1. Срезаем монтажную пену и осторожно тянем на себя элемент, придерживая откосы.
  2. Убираем освободившееся место от мусора.
  3. Размещаем новую пластину по размерам старого подоконника.
  4. Снабжаем опорными рейками.
  5. Смазываем силиконовым герметиком сторону соединения пластины с окном.
  6. Устанавливаем новый подоконник в разъем, проверив его с помощью уровня.
  7. Заполняем пустоты монтажной пеной, а поверх детали помещаем груз.
  8. Снимаем защитную пленку после высыхания пены.

Важно! Перед тем как отдавать предпочтение ПВХ окнам, следует обратить внимание на то, что некоторые фирмы дают гарантию на замену подоконника в случае его повреждения .


Если подоконник сильно поврежден, рекомендуется заменить его

Монтаж ПВХ подоконника не такой уж и сложный процесс, но требует внимания и усидчивости. Если выбирать между заменой пластикового подоконника и его реставрацией, то второй вариант, конечно же, более привлекателен в плане экономии денег, в отсутствии мусора и в разнообразии цветовой палитры. А если использовать пластиковую накладку, то перечень материалов, из которых может быть изготовлен подоконник, не ограничивается пластиком. Это может быть и бетон, и дерево, и кирпич и металл.

Получается, что демонтаж и реставрация подоконников своими руками в целом зависит от деформации конструкций, наличия денежных средств и свободного времени. А чтобы эта деталь интерьера служила долгие годы, следует использовать ее по назначению и правильно ухаживать за пластиковой фактурой с применением средств, специально для нее предназначенных.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook