Навеска на мотоблок своими руками чертежи. Как сделать навесное оборудование для мотоблока самостоятельно. Сборка универсальных навесных механизмов для мотоблока Нева своими руками

Наверное, нет ничего полезнее для обработки земельного участка, чем мотоблок. Но он, бесполезен без навесного оборудования, именно оно дает мотоблоку такую функциональность. Данные материал, задумывался как некий обзор, рассказывающий какие статьи на тему «Навесное оборудование для мотоблока своими руками», опубликованы на нашем сайте.

Делаем навесное оборудование к мотоблокам своими руками

Самодельные грунтозацепы

Грунтозацепы, еще одно приспособление, надевающиеся вместо колес и обеспечивающие мотоблоку лучшее сцепление с грунтом, тем самым обеспечивая хорошую проходимость и устойчивость, при выполнении тяжелых работ. В материале « », вы найдете подробную информацию, дополненную видео и чертежами, об изготовлении грунтозацепов, используя автомобильные диски и другие подручные материалы.

Отвал на мотоблок

Отвал для мотоблока, это переднее навесное оборудование, позволяющее мотоблоку убирать снег, и выполнять другие работы с разравниванием почвы. В статье « », Вы найдете исчерпывающую информацию по изготовлению и эксплуатации данной навески.

Самодельный адаптер для мотоблока

Адаптер, наверное, самое востребованное навесное оборудование, пользующийся огромным спросом. Причина популярности заключается в удобстве использования мотоблока. Вместо того, чтобы идти за мотоблоком, по ухабистому полю, можно воспользоваться адаптером, и просто ехать как на минитракторе. Так же, адаптер предполагает навешивание на него дополнительного оборудование, что делает работу на мотоблоке комфортной и легкой. В теме « », расписаны конструктивные особенности, назначение, этапы изготовления, а так же медиа материалы, такие как видео, схемы, чертежи, позволяющие самостоятельно сделать адаптер.

Надеемся, данная информация о навесном оборудовании для мотоблоков, и его изготовлению. Будет Вам полезна. У нас же, в планах описать все разновидности оборудования использующегося в работе с мотоблоком. Следите за нашими обзорами, пишите отзывы, давайте советы, комментируйте.

Польза от мотоблока для огородников и дачников неоценима. Но все-таки ее нельзя сравнивать с механизацией работ полноценным трактором. Тот, кто имел опыт работы с мотоблоком, наверняка задумывался о том, как бы усовершенствовать свой одноосный привод.

Некоторые умельцы решаются даже переделывать его в миниатюрный четырехколесный трактор. В настоящее время самоделки из мотоблока можно встретить повсеместно. Несмотря на то что к ним производителями выпускается достаточно много навесного оборудования, наши мастера переделывают их на свое усмотрение.

Мотоблок - доступная механизация для полевых работ

Решить проблему обработки огорода можно, применяя мотоблок и используя навесное оборудование к нему. С помощью таких приспособлений можно на достаточно высоком уровне обеспечить вспашку и культивирование почвы, подготовку ее к посадке основных культур, а также проводить уборку урожая. Это дает экономию во времени и затратах труда, так как ручное вскапывание и прополка даже на шести сотках огорода - это нелегкая работа.

При работе в условиях ограниченного пространства и обилия различных культурных насаждений на участке оператору желательно иметь хорошие навыки управления двухколесным агрегатом. Навески-самоделки для мотоблока своими руками изготавливаются с учетом опыта их использования для конкретных условий хозяйствования. Такие конструкции хоть имеют непрезентабельный вид, но обеспечивают выполнение основных задач.

Конструктивные особенности мотоблока

Состоит такой агрегат из привода, трансмиссии, ходовой части и колес. Управление мотоблоком осуществляется с помощью рычагов и тяг, смонтированных на руле. Для легких и средних агрегатов приводом обычно служит бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Более комплектуются дизельными приводами.

Системы смазки, зажигания, газораспределения, охлаждения, подачи топлива и механизм запуска имеются в обязательном порядке. Они имеют свои особенности в зависимости от типа двигателя, применяемого в качестве привода мотоблока.

Коробка передач, сцепление и редуктор (в отдельных моделях еще и дифференциал) обеспечивают преобразование крутящего момента вала двигателя во вращение пары колес. Они могут быть на пневматическом ходу или утяжеленные металлические с дополнительными грунтозацепами для работы под нагрузкой.

Минитрактора-самоделки из мотоблока имеют место для сидения и дополнительную пару колес. Они могут быть управляемыми или ведомыми. В зависимости от конструкции мотоблок превращается в четырехколесный агрегат с приводом на задней или передней оси.

Самодельный мотоблок

Несмотря на то что в продаже имеется достаточный выбор (по цене и мощности) средств малой механизации, в быту иногда встречаются оригинальные самоделки. Своими руками мотоблок собрать «с нуля» под силу не каждому. Однако человек, знакомый с техникой, имеющий в распоряжении необходимое оборудование и комплектующие, может его сам изготовить. В отдельных случаях такие конструкции могут составить даже конкуренцию заводским образцам.

Материалом для изготовления самоделок обычно служат детали отработавших свое мотоциклов и всевозможный металлолом. Двигатель может быть использован даже от мотопилы «Дружба». Есть мастера, отдающие предпочтение приводам от мотороллера. Такие двигатели имеют хорошее принудительное охлаждение и могут использоваться длительное время при нагрузках даже на минимальной скорости.

Преимущества минитрактора

Для полевых работ мотоблок приспособлен, однако управлять им сможет не каждый. К примеру, пожилому человеку, не обладающему богатырским здоровьем, придется затрачивать немало сил при маневрировании. Другой момент - постоянная нагрузка на ноги. Чтобы мотоблок обрабатывал почву, его нужно водить «за рога».

Тот, кто хоть раз работал с мотоблоком на пахоте, культивации или иной обработке почвы, понимает, сколько сил отбирает управление им. Удержать при рывке, направить в колею, развернуть, отвести назад… При этом не запутаться в рычагах управления и не заехать туда, куда не надо - часто это работа в поте лица. Многие владельцы мотоблоков, попробовав такую механизацию, продают свои агрегаты, так и не приспособившись к управлению ими.

Совсем другое дело - управление минитрактором. Зачем ходить по полю за агрегатом, расходуя энергию, если можно управлять им, сидя верхом. Привод тот же, скорость та же, но все это сидя и без нагрузки. Самоделки из мотоблока обеспечивают достаточный уровень комфорта. Рычаги управления под руками, есть тормоз.

Дополнительная пара колес, разведенных на достаточное (1-1,2 м) расстояние, дает надежную опору. Еще одно преимущество - возможность перевозить грузы в прицепной тележке или смонтированном на задней ведомой оси кузове.

Мини-тракторы. Самоделки из мотоблока

Изготовление минитрактора «на глазок» или даже по готовым чертежам, как правило, предполагает необходимость доработок после первых испытаний. Не все можно исправить только лишь болгаркой и сваркой.

Часто возникает необходимость дополнительных токарных или фрезерных работ. Нередко конструкция, на бумаге выглядящая идеально, после изготовления получается непригодной для эксплуатации.

Для желающих создавать но не имеющих опыта конструирования, есть доступный вариант - приобрести готовый комплект для переоборудования. Стоит он недешево, но зато все его составляющие изготовлены в условиях заводского производства. Они прошли испытания и точно подогнаны друг к другу и силовой установке.

В такой комплект обычно входит: рама, имеющая крепления для двигателя; надежное сидение; подножки с манипуляторами управления; передняя балка с тягами рулевого механизма, и тормозными дисками; защитные крылья для колес; навесное приспособление с ручным подъемником.

Владелец, приобретя такой комплект, может самостоятельно разобрать на составляющие свой мотоблок и согласно схеме смонтировать все детали на новую раму.

Навесное оборудование

Покупать мотоблок без навески или только лишь с одним плугом для пахоты и переворачивания пласта грунта в большинстве случаев нецелесообразно. Комплект дополнительного оборудования позволяет существенно расширить возможности агрегата.

Его в таком случае можно использовать для посадки и уборки корнеплодов, для обработки междурядий и окучивания грядок, для скашивания сена, его ворошения и подбора. Прицепная тележка с местом для сидения позволяет перевозить грузы.

В зимний период мотоблок можно оборудовать передним скребком и расчищать с его помощью снег с дороги. Все оборудование можно приобрести, а не использовать разные самоделки. Для мотоблока «Нева», к примеру, производителем выпускается достаточно навесного оборудования.

Однако часто владельцы все же переделывают его под себя. Для одних заводская навеска недостаточно мощная и не выдерживает нагрузок, для других не хватает регулировок, чтобы настроить ее для работы в определенных условиях, а третьи просто привыкли сами изготавливать инструмент.

своими руками

Комплектное оборудование не всегда подходит для условий хозяйствования. Чтобы постоянно не обрезать отдельные детали, не подваривать ребра жесткости для усиления конструкции или дополнительные кронштейны для креплений, можно все сделать самому.

Даже плуг и дисковый окучник мастера изготавливают в домашних условиях. Для этого одним желанием, чертежом и материалом не обойтись. Потребуется дополнительное оборудование: сварочный автомат, болгарка и практические навыки работы с ними.

Самоделки для мотоблока своими руками можно изготовить, используя запчасти от старых автомобилей. Прицеп можно изготовить, используя от «легковушки». Если выбросить редуктор и соединить полуоси трубой, получится надежная задняя балка. Сварить каркас и обшить его жестью или доской не проблема. Рессоры можно взять от «Москвича» - получится надежная конструкция с приличной грузоподъемностью.

Самодельный скребок можно изготовить из листового металла 1-2 мм толщиной. Если подварить к выгнутому по профилю листу ребра жесткости, им можно не только убирать снег, но и использовать как ковш бульдозера для разравнивания грунта или перегноя.

Оригинальные самоделки

На базе мотоблока можно изготовить вездеход для поездок на рыбалку или охоту по труднопроходимой местности или в условиях бездорожья. Для этого стандартные оси заменяют удлиненными и так увеличивают колесную базу агрегата.

Очень часто вездеходы на базе мотоблока оборудуются камерами большого диаметра от грузовых автомобилей или тракторов. Их используют без покрышек, а монтируют к ступицам при помощью ремней. Давление в покрышках выбирается низкое для увеличения проходимости.

По такому же принципу мастера изготавливают снегоходы-самоделки из мотоблока, предназначеные для передвижения зимой. Камеры низкого давления позволяют ездить даже по глубокому рыхлому снегу. Простая конструкция снегохода предполагает использование одноосного мотоблока с увеличенным расстоянием между колесами и широкой лыжи сзади с сидением для водителя.

Самым эффективным оборудованием для дачи в сельской местности и для загородного дома является мотоблок. Только как устройство сам по себе мотоблок бесполезен. Для того, чтобы с ним работать, нужно навесное оборудование.

Для владельца небольших участков купить навесы для своего мотоблока будет не очень невыгодно. А вот владельцу большого участка, покупка качественного оборудования быстро окупится. Но, что делать, уже имея мотоблок в хозяйстве и не имея возможности купить для него дополнительное оборудование? Ответ простой: сделайте навесное оборудование к мотоблокам своими руками.

Как сделать навесное оборудование к мотоблокам своими руками

В принципе, большинство оборудования очень простое в конструкции и его легко сделать из того, что под рукой. Правда, сцепку для навесов вам все же придется купить. А другие устройства как картофелесажалка, картофелекапалка, грунтозацепы, сеялку, окучники вы можете сделать и сами.

Самодельный окучник к мотоблоку

Чтобы сделать самодельный окучники к мотоблоку, нужно взять два металлических диска толщиной в 2 мм и расположить их друг напротив друга так, чтобы они раскрывались наружу.

Когда мы подобрали правильный угол дисков, нам нужно закрепить окучник болтами или просто приварить.

Теперь нам нужно закрепить его на купленной нами сцепке к мотоблоку и вперед!

Самодельная картофелесажалка

Устройство самодельной картофелесажалки чем-то напоминает окучник. Здесь тоже есть два диска внизу, но сверху есть специальная чаша, в которую засыпают клубни картошки. Из отверстия в чаше клубни попадают в землю, а диски картофелесажалки устроены, чтобы закапывать их при каждом шаге.

Для того, чтобы сделать самодельную картофелесажалку, нам нужно собрать раму, колеса и колесную ось, стальные штифты, бункер для клубней, зацепные звездочки и регулировочный механизм. При изготовлении навеса внимательно отнеситесь к раме, потому что это главный орган картофелесажалки.

К нему крепятся все остальные органы. Колеса спереди закройте металлической пластиной, без неё картошка будет выпадать из бункера тогда, когда нам этого не нужно.

Правильно подберите и настройте регулировочный аппарат картофелесажалки. Это нужно для того, что правильно распределить посадочный материал в почве. Бункер снизу затяните резиной, чтобы картошка не выпадала зря. Картофелесажалка может работать на самых разных колесах.

Как сделать грунтозацепы к мотоблокам своими руками

Для того, чтобы сделать их самостоятельно, вам нужно иметь несколько заготовок, болгарку и сварочный аппарат.

Для того, чтобы сделать грунтозацепы, вы можете использовать старые колесные диски от автомобиля. Достаньте стальной уголок, он потом будет нашими зубьями на грунтозацепах. Возьмите полуось и закрепите на неё подшипник.

В центр колесного диска приварите квадратную пластину так, чтобы она своими углами касалась краев диска. Для верности проделываем дыры в пластине и дополнительно прикручиваем её болтами к диску. Полуось с внутренней стороны диска прикрепляем к нашей пластине.

Когда наше колесо готово, займемся зацепами для него. Ранее мы говорили, что вам нужно купить стальной уголок для того, чтобы потом переделать его вручную. Итак, разрезаем уголок болгаркой на части, складываем каждые два отрезка в угол и скрепляем их сварочным аппаратом.

Зацепы, которые у нас получились, необходимо разместить на ободе диска на дистанции друг от друга 15-20 см.

Второй способ изготовления самодельных грунтозацепов

Есть другой способ сделать колеса с грунтозацепами. Он пригодится вам, если у вас имеется старый ненужный газовый баллон, и нет грунтозацепов. Обрезаем круг (обод) из баллона шириной от пяти до семи сантиметров, окружность обода должна быть 30 см.

После этого из металлической пластины в 40 мм делаем зацепы и так же как в предыдущем варианте крепим их на расстоянии 15 см друг от друга. Кроме того, к каждому зацепу в его центр привариваем дополнительную пластину, которая создает дополнительный «зуб» грунтозацепа.


К краю каждого зацепа добавляем еще 60 см — это для большего вхождения в почву. К ободу одного из металлических дисков привариваем квадратную пластину, на которой будет ось грунтозацепа.

Самодельный прицеп к мотоблоку

Теперь рассмотрим конструкцию и возможности самодельного прицепа к мотоблоку. Иногда производители сами их не делают к продаваемому мотоблоку, или делают но некачественные, часто они гнутся при перевозке груза, там где прицеп соединяется с колесами. Самым лучшим это самодельный прицеп к мотоблоку, получиться дешевле в 2-3 раза и соответственно надежнее.

Для начала изготавливаем кузов будущего прицепа. Для этого берем стальные трубы с прямоугольным сечением или можем использовать уголки как в случае с грунтозацепами. Нам нужно болгаркой разрезать трубы под прямым углом и потом можно обшивать кузов деревом или металлом. Приделываем спереди сиденье для водителя. Так вы сможете управлять мотоблоком с тележкой, сидя и держа его за ручки управления мотоблоком.

Когда наш кузов готов, пора подумать как будет ездить наша тележка. Нам нужно сделать колесную ось взяв задний мост с легкового автомобиля, сняв с него редуктор. Также можно использовать как ось металлический стержень обточенный по краям так, чтобы можно одеть колеса для тележки.

Когда прицеп готов, еще нужно прикрепить её к мотоблоку. Сцепляться с мотоблоком прицеп при помощи поворотного узла. Для его изготовления берем трубу с прямоугольным сечением и привариваем её к нижнему ребру тележки так, чтобы образовался правильный треугольник, и край кузова был основанием этого треугольника.

Мы также упоминали о изготовление поворотного узла. Он представляет из себя цилиндр с консолью на двух подшипниках. Такая конструкция устройства позволяет колесам тележки и мотоблока двигаться независимо друг от друга.

Внизу вы можете видеть чертежи стандартной тележки для мотоблока

Навесное самодельное оборудование — фрезы и плуг

Одними из главных навесных орудий для мотоблока являются фрезы и плуг. Только фрезами пользуются только на мягкой и постоянно обрабатываемой почве, а плуг используется на целине. Также плуг дороже и его может позволить себе не каждый дачник. Но, в принципе, сама эта статья создана для тех, кто хочет весь комплект навесного оборудования и не хочет (или не может) за него платить.

Для самодельного плуга берете металлическую пластину толщиной от 3 до 5 мм и трубу, стенки которой должны быть 5 мм в толщине. Также нам надо будет изготовить корпус плуга.

В начале берем металлическую пластину и затачиваем её как затачивали бы косу. Сделаем из пластины отвал. Для этого его нужно вырезать болгаркой. Лемех выглядит в форме трапеции, его образец вы можете посмотреть ниже. Теперь крепим трубу. И еще нам нужен самодельный лемех. Покупной заменим диском циркулярной пилы. Все изготовленные нами детали теперь крепим к корпусу плуга и присоединяем к мотоблоку через сцепку.

Мотоблоки и навесное оборудование к ним: видео

А теперь для более ясного представления себе каким может быть навесное оборудование, представляем вам видео с возможным навесом для мотоблока.

Делаем оборотный плуг для мотоблока своими руками

Ранее мы рассмотрели возможность использования плуга (самодельного) вместо фрезы как навесное оборудование для мотоблока. И фреза и плуг выполняют похожие функции, но по качеству обработки отличаются. Так же само отличается и оборотный плуг от стандартного.

Такой плуг имеет усложненную конструкцию, в которой корпус сверху оборудован загнутым пером. Благодаря такому строению оборотный плуг не только вспахивает землю, но и переворачивает пласт земли, которую вспахал. Это бывает полезно при работе с тяжелой почвой.
Устройство оборотного плуга намного сложнее, чем у обычного, и самостоятельно сделать оборотный плуг может только профессионал. Очень сложно бывает правильно подобрать качественные заготовки и в процессе нигде не ошибиться.

Для того, чтобы собрать такой плуг самому, нужно знать из чего собирать, то есть, какие его детали нужно сначала изготовить.

Чтобы сделать плуг Зыкова своими руками, вам нужно сделать стойку, которой будете цеплять плуг к мотоблоку, корпус плуга с лемехом, полевую доску (благодаря ей плуг становится более устойчивым) и перо, которым переворачивается земля.
Отвал этого плуга делаем из трубы с полметра в диаметре с толщиной стенок в 5 мм. Включаем сварочный аппарат, чтобы вырезать отвал, который мы потом шлифуем болгаркой. Для корпуса берез стальную пластину толщиной в 2-3 мм.

Навесное оборудование для мотоблоков всегда представляло особый интерес для мастеров самодельщиков. Простое и одновременно универсальное устройство силового агрегата средних и тяжелых мотоблоков позволяет создать несколько видов навесных орудий. А это значит, что все эти относительно нехитрые приспособления сделают мотоблок, настоящим конкурентом современному трактору.

Самодельное навесное оборудование для мотоблоков

Для мотоблоков средней и большой мощности сегодня поставщики и производители предлагают огромное количество навесного оборудования и приспособлений, которые обеспечивают механизацию многих операций. Однако, несмотря на столь привлекательные предложения и готовые варианты поставки комплектов многие владельцы предпочитают делать навесное оборудование для мотоблока своими руками. И причина не в том, что самоделки обходятся дешевле. Отнюдь, если брать стоимость материалов, то это абсолютно не так. Проблема кроется в другом. Сделанный своими руками инвентарь для мотоблока, это в большинстве своем универсально подобранные по своим качественным параметрам орудия труда, отвечающие запросам конкретного человека.

Такой подход к формированию парка сельскохозяйственной техники дает возможность учесть в процессе проектирования и сборки инвентаря всех возможных особенностей как участка, так и самого владельца.

Разрабатываемое оборудование для агрегата условно делится на оборудование:

  • универсального назначения;
  • узкоспециализированной направленности;
  • вспомогательное оборудование и устройства, позволяющие упростить управление мотоблоком.

К универсальным средствам относятся прежде всего адаптеры и разного рода прицепы, делающие универсальной транспортной платформой как для перевозки грузов, так и в качестве удобного транспортного средства. Отдельные модели мотоблоков способны развивать скорость до 25 км в час. Хотя до комфорта мини трактора здесь еще далеко, но ходить пешком уже не приходиться.

Узкоспециализированные виды оборудования чаще всего предназначаются для выполнения всего 1 или максимум 2 операций. Однако именно это самые востребованные с точки зрения потребительских качеств инструменты для качественной обработки почвы, выполнения операций по уходу за посевами, заготовке кормов и даже применяемые в строительстве. Отчасти следует заметить, что среди самоделок специального назначения преобладают относительно простые виды инструмента - плуги, фрезы, . Это то, что можно сделать из подручных материалов и при помощи самого простого электроинструмента. А вот более сложные элементы изготавливаются при помощи агрегатов от другого оборудования.

Ну и, конечно, то что облегчает управление - противовес на мотоблок, утяжелители колес и противоскользящие цепи все это позволяет работать с агрегатом круглый год.

Самоделки для мотоблока

Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей - уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.

Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.

Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему - адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.

Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.

Универсальный прицеп к мотоблоку

Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.

Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост - 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.

Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки - грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.

Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:

  • деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
  • легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
  • раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.

А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.

Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.

Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента - 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.

Орудия обработки почвы - плуг и соха для мотоблока своими руками

Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.

При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.

Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.

Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски - стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.

Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.

Фреза для мотоблока своими руками

Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.

Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.

Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.

Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:

  • трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
  • для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
  • 8 сабельных элементов для рабочего органа;
  • фиксаторы на полуосях - 4 штуки;

Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей - сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.

Дисковый культиватор для мотоблока

Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:

  • по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
  • в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.

Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.

Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:

  • рыхлитель;
  • два двухотвальных плужка-плоскореза;
  • 2 дисковые бороны для формирования гряд;
  • два диска для защиты растений.

Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.

Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.

Вспомогательное оборудование для мотоблока

В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:

  • колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
  • подъемник;
  • навесной ковш-отвал для уборки снега.

Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.

Для этого нужно:

  • 2 стальных диска от легкового автомобиля;
  • уголки 25х25 см;
  • электросварка;
  • болгарка;
  • рулетка и карандаш.

Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.

Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.

Ковш можно сделать:

  • из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
  • жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
  • из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.

Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.

Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.

Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.

Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео

Мотоблок незаменим в хозяйстве и оснащён разными навесными агрегатами: машина может окучивать картофель, убирать снег или заготавливать дрова на зиму. В то же время список агрегатов, которые подсоединяются к самым дорогим моделям мотоблока, ограничивается 2-3 видами навесных элементов.

В этой статье вы узнаете, как сделать навесное оборудование для мотоблока собственными руками и как его использовать.

Знаете ли вы? Мотоблок является малогабаритным трактором, но при этом имеет те же детали, что и трактор.

Как сделать картофелесажалку

Посадка картофеля на нескольких больших огородах занимает много времени и сил. Посадка может быть упрощена, если использовать картофелесажалку, которую можно сделать своими руками, а затем прикрепить к мотоблоку.

Лучше всего будет использовать мотоблок с небольшой мощностью. Сажалка для картофеля будет сама прокладывать посадочную борозду, забрасывать в лунки картофель и засыпать их землёй.

Потребуются следующие детали для сборки этого устройства:

  • звёздочки (зубьев на шестерёнке должно быть 32: и на ведущей, и на ведомой)
  • швеллера восьмого размера.
На каркасе устанавливается бункер для картофеля. На нём должно поместиться до 20 кг картофеля. В бункер ставится лифт, на котором устанавливаются чаши размером 8 см.

Также существует ещё одна схема, но она сложнее по конструкции и интереснее в плане сборки. Основная задача устройства – посадить картофель на одинаковом расстоянии и на равной глубине.

Это самодельное оборудования для мотоблока используется на обработанной заранее почве. В таком случае картофель сажается равномерно, а результат отразится на урожае картофеля.

Такой агрегат используется как на небольшом огороде, так и на большом поле.

Важно! Картофелесажалка подойдет не только для картофеля, но и для других овощей.

Для создания такого оборудования потребуются чертежи на бумаге. Для основы берётся рама, и к ней крепятся все узлы. Рама сваривается из швеллеров и стальных полосок.

Арка приваривается к передней части лонжеронов, и приваривается вилка для центральной тяги. Крепежи используются для нижней тяги. Пластинки крепятся в качестве опоры сбоку от рамы.

Стальные полоски усиливают раму. Для бункера понадобится фанера толщиной в 1,5 см. Из неё вырезают детали, которые скрепляют уголками. После этого бункер красят и покрывают изнутри резиной. Это предотвращает повреждение картошки при посадке.


Полученную раму скрепляют с рыхлителем и колёсной осью. Когда работа будет выполнена, нужно заварить штифты. Стальными зажимами крепится колёсная ось.

Для колёс используются стальные листы. Форма колёс должна быть цилиндрической, чтобы меньше сминать почву. Также на колёсах должно быть по две ступицы, а на них по одному подшипнику. На них насаживаются шипы, чтобы подшипники не загрязнялись.

Чтобы не заниматься изготовлением колёс, можно купить колёса от другой сельскохозяйственной машины. Для держателя рыхлителя используют квадратную штангу. Из листовой стали на концы штанги приваривают обоймы, внутрь монтируют стойки лап культиватора.

Стальная или чугунная труба будет применяться в виде сеялки картофелесажалки. Её толщина должна быть не менее 10 см в диаметре. Внизу трубы приваривается устройство, которое будет делать борозды.

После регулировки бороздореза нужно крепко стянуть стремянки.

Такое устройство имеет большой вес, поэтому перед монтажом оборудования на мотоблок нужно ставить противовес. Это поможет агрегату не переворачиваться от картофелесажалки.

Картофелесажалкой нужно управлять в четыре руки. Один человек садится за мотоблок, другой за картофелесажалку. В бункер засыпают картофель. Мотоблок должен двигаться со скоростью 1 км/ч, чтобы между кустами посаженной картошки было оптимальное расстояние.

Засыпать посаженый картофель самостоятельно не понадобится. Сделанные засыпные диски будут делать это за вас.

После посадки картофеля на поле остаются следы. Убрать их можно с помощью лап, они устанавливаются на культиваторе.

Знаете ли вы? Первые прототипы мотоблока были созданы еще в XX веке.

Картофелесажалка выглядит примерно так:

Картофелекопалка своими руками

Еще один вариант самоделки для мотоблока своими руками – это картофелекопалка.

Картофелекопалка облегчает процесс уборки урожая картошки.

Для создания этой техники потребуется сварная рама, лемех, редакционный узел и барабан-очиститель.

Лемех – это подвижная часть картофелекопалки, которая создаётся с помощью стальных прутьев и нескольких заострённых стальных пластин. Острые концы конструкции лемеха должны быть затуплены для предотвращения повреждения клубней картофеля. Для сварной рамы нужен угол, сделанный из метала, размер которого должен быть 60 на 40 мм, а также профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры должны соответствовать габаритам мотоблока.


Редакционный узел – это главная деталь копалки для картофеля. Для создания этого агрегата требуется два цилиндра из металла. Они выполняют роль стаканов для соединительных втулок. Это обеспечивает взаимодействие ведущего и ведомого валов. Из металлической трубы диаметром 25 мм делаются ступицы, к ним приваривают передаточные звёздочки. С помощью шпонок к звёздочкам присоединяют втулки.

Барабан-очиститель является сложной частью копалки для картофеля. Конструкция оборудования состоит из пары роликовых цепей по 94 звена. Они надеваются на стержни, и эта деталь крепится на две оси, которые затем фиксируются. Это обеспечит подвижность оборудования во время вращения. Усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, который прикрепляется к подвижному кожуху, меняет угол наклона в процессе движения мотоблока.

Угол наклона регулируется с помощью ползунка. Создать его можно из фторопласта. Параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата.

Знаете ли вы? Один из первых мотоблоков был выдан шведскому подданному Конраду фон Мейербургу в 1912 году под маркой Siemens Bodenfräse.

Копалка для картофеля выглядит так:

Как самому сделать дополнительные фрезы и плуг

Одними из видовнавесного оборудованиядля мотоблокаявляются фрезы и плуг, их можно создатьсвоими руками. Фреза позволяет обрабатывать пласты после вспашки заболоченных участков. Плуг используется для вспашки земли. Фрезы применяются на мягком и постоянно обрабатываемом грунте. Плуг используется на целине.

Фрезы безопасны в работе благодаря саблеобразной форме. Когда мотоблок наезжает на корень или камень, фрезы поднимают технику подобно колесу авто. Если фрезы прямые, они цепляются за преграду, что может привести к тому, что мотоблок опрокинется.

Ножи крепятся пластинами к основанию фрезы. Они приварены к валам под разными углами. Это помогает фрезам плавно входить в землю. Для ножей используют углеродистую сталь. Для создания других деталей используют сталь марки Ст-25, Ст-20. Они легко поддаются сварке.

Также можно сделать и почвенные фрезы в виде «гусиных лапок» из стали. Применяются при работе с твёрдой землей. Устанавливают их на любой мотоблок.

«Гусиные лапки» применяются для вспахивания земли под картофель.

Диаметр оси для четырёхрядных фрез для мотоблока – 30 мм.

Изготовление оборотного плуга


Перед тем, как начать создавать плуг своими руками, следует проконсультироваться у специалиста, так как в процессе изготовления могут возникнуть сложности.

Наиболее простая и подходящая для новичков конструкция у однокорпусного плуга. Верх корпуса имеет загнутое перо, что позволяет обрабатывать переворачиваемый пласт земли. Этот агрегат подойдет для обработки твёрдой почвы.

Важно! Соблюдайте все инструкции при создании плуга. Малейшая неточность приведет к негативным проявлениям во время работы с ним.

Для создания плуга потребуется сталь толщиной 3-5 мм. Сначала делаем лемех, который должен быть съёмным. Режущую часть отбивают на наковальне и затачивают. Следующим делают овал. Для заготовки используют трубу диаметром 0,5 м. Стенки должны быть толщиной 5 мм. Газовой сваркой вырезают по шаблону заготовку, которую шлифуют болгаркой. Изготовив две детали из стали толщиной 2-3 мм, делают корпус плуга, после чего собирается всё устройство.

Данный плуг предназначен для крошения и оборота пахотного слоя. Плуг присоединяется к мотоблоку с помощью сцепки. Агрегат должен быть отрегулирован так, чтобы боковая грань полевой доски при работе была вдоль стенки борозды. Лемех должен находиться горизонтально. Устройство оборотного плуга позволяет отваливать слой земли в одну сторону.

Знаете ли вы?

Прицеп для мотоблока своими руками


Мотоблок облегчает труд при вспахивании грунта, посадке и уборке культур, а также может перевозить более 400 кг груза.

У любого сельскохозяйственного работника часто возникает необходимость перевезти урожай, вывезти мусор, строительные материалы. Мотоблоки навесное оборудование к нему, такое как прицеп, помогут в этом.

Предлагаем вам ознакомиться с инструкцией по созданию прицепа своими руками.

Для начала лучше всего нарисовать подробный чертёж. Оборудование следует прорисовать с нескольких сторон, на каждую деталь подписывать размер или длину.

Важно! Для узла или сцепки нужен отдельный план.

Теперь с этой схемой мы можем представить наглядно масштабы работы и составить список материалов и инструментов для создания прицепа.

Основные моменты:

1. Какие основные узлы будут соединять прицеп (скручивание болтами или сварка);

2. Как будут реализовываться движения поворотных деталей (подшипник, шарнир, ось);

3. Потребность в опрокидывателе;

4. Нужны ли стояночные подставки.


Размеры повозки для мотоблока зависят от грузоподъёмности. Стандартные размеры кузова следующие: длина – 1,5 м, ширина – 1,15 см, высота – 28 см. Такая тележка выдерживает 2,5 центнера.

Основные детали прицепа:

  • сварной каркас с устройством сцепа,
  • сидение для водителя,
  • рама,
  • кузов,
  • одна или две оси с колёсами.
Несущую раму надёжнее сделать из металлического швеллера. Сварку проводить нужно очень тщательно, так как на раму приходится максимум ударной нагрузки. К раме привариваются угловые опоры и шарнир. К ним же крепится с помощью сварки колёсная ось. Для оси можно взять стальной прут диаметром более 3 см, при этом колёса на оси не должны выходить за периметр самого кузова.

Важно! В качестве оси может подойти и старая колёсная база.

Ёмкость для кузова делается из листов железа или из досок. Лучше всего будет укрепить углы уголками из металла. Верхние края упрочняют швеллером или полосками нержавейки. На раме кузов крепится с помощью трёх деревянных балок на прикрученные к ней болты.


Так как крепиться тележка будет на штатный кронштейн, необходимо подготовить нужную консоль, например, окучиватель. Нижняя часть консоли – ось. Вокруг неё двумя подшипниками крепится поворотный узел. Во избежание разрушения конструкции промежуток между подшипниками смазывают. В полый продольный шарнир загоняется дышло и фиксируется запирающим кольцом.

После этого закрепляем кресло для водителя и устанавливаем колёса. Также для удобства можно сделать подножку.

Изготовление дискового окучника для мотоблока своими руками

Дисковой окучник занимает второе место по значимости после плуга и лебёдки. Он нарезает борозды для посадки и засыпает их посадочным материалом после высаживания. Для изготовления этого агрегата нужно подобрать тип крыльев. Диски должны быть сделаны из стальных листов толщиной 2 мм. Они должны иметь отогнутые нижние кромки.

Важно! Диски должны быть симметричны. В случае с асимметричными дисками конструкция будет отклоняться в сторону и затруднять работу.

Для обустройства конструкции можно использовать лемехи. Снять их можно с сеялки, которая отслужила свой срок.

Соединить элементы можно болтами или сваркой. Диски соединяют с помощью регулируемых переходников. Основными деталями инструмента являются: Т-образный поводок, винтовые талрепы и стойки. Талрепы регулируют вдоль вертикальной оси поворота дисков. К мотоблоку крепят с помощью балки с крыльями.


При изготовлении и сборке агрегата важно рассчитать соотношение размеров и конструкцию крепления. Существует два варианта создания дискового окучника: с фиксированной или переменной шириной захвата крыльев.

Для облегчения работы с агрегатом важно предусмотреть обустройство подшипников скольжения. В процессе сборки конструкции для крепления агрегата к мотоблоку применяют кронштейн сцепки без грядиля, то есть к кронштейну прикрепляют поводок окучника с помощью болтов. Стопор вставляют внутрь квадратной трубы, а затем прижимают к поверхности снаружи. Дисковой окучник готов.

Знаете ли вы? В 1920-1930-х годах в других развитых странах, таких как Швейцария, Англия и Америка, появились первые мотоблоки, но пик популярности пришелся на послевоенное время.

Как сделать лопату для снега, тюнинг мотоблока зимой

Зимой уборка снега обычной лопатой занимает много времени и сил, в этом случае можно задействовать двигатель мотоблока.

Кровельное железо используют для создания корпуса шнека снегоуборочной лопаты. Для создания боковин используют фанеру толщиной 10 мм. Раму сваривают из металлического угла. Трубу толщиной 40 мм используют для изготовления ручки, а из трубы толщиной 20 мм делают вал шнека. Сквозной пропил служит для крепления металлической пластины. Параметры лопатки – 120 на 270 мм. Лопата предназначена для откидывания снега при вращении вала.


Двигает снег к лопатке в этой конструкции двухзаходный шнек. Делают его из транспортной ленты толщиной 10 мм. Из полутораметровой ленты можно вырезать четыре кольца. Делать это можно электролобзиком. Диаметр колец должен быть 28 см.

К трубе приваривают металлические углы перпендикулярно пластинам. Для вхождения вала в закрытые подшипники нужно сделать на концах пару пропилов и обстучать их. После этого диаметр вала уменьшается. Для шпонки под звёздочку с одной стороны этого вала делается паз.

Важно! Подшипники должны быть закрытые, т.к. не допускается попадание в них снега.

Конструкцию необходимо ставить на лыжи. Их можно сделать из деревянных брусков и закрепить на них пластиковые накладки. Это обеспечит лучшее скольжение по снегу.

Поворотный жёлоб делается из пластиковой канализационной трубы не менее 160 мм в диаметре. Закрепить его следует на трубе меньшего диаметра. Присоединяется это к корпусу шнека. К жёлобу крепится кусок канализационной трубы, она будет направлять выброс снега.

Диаметр поворотного жёлоба должен превышать размер лопатки шнека . Это не задерживает продвижение снежной массы.

22 раза уже
помогла


Понравилось? Лайкни нас на Facebook